Положение об уполномоченном по правам ребёнка МОУ гимназии №4 г. Пятигорска

Принято на педагогическом совете гимназии

Протокол №4 от 25 октября 2011 г.

Положение об уполномоченном

по правам ребёнка МОУ гимназии №_4_ г. Пятигорска

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по правам ребёнка в МОУ гимназии №4 (далее - Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.02.2010 г. №42 "Об утверждении Положения об Уполномоченном при Губернаторе Ставропольского края по правам ребёнка».

1.2. Деятельность уполномоченного по правам ребёнка в гимназии  (далее - школьный уполномоченный) направлена на защиту прав и законных интересов ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства.
1.3. В своей деятельности школьный уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, общепризнанными принципами и нормами международного права, защищающими права и интересы ребёнка, Уставом  МОУ гимназии №4  и настоящим Положением.
1.4.  Школьный уполномоченный при принятии своих решений независим от органов и должностных лиц учреждения.

1.5. Деятельность школьного уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов управления учреждением, не отменяет их и не влечет их пересмотра.

1.6. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется на общественных началах.

2. ВЫБОРЫ ШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО

2.1. Общие положения.

2.1.1. Школьным уполномоченным может быть избран только совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель, законный представитель.
2.1.2. Участник образовательного процесса, занимающий в учреждении административную должность, не может быть избран школьным уполномоченным.
2.1.3. Школьный уполномоченный избирается на общем собрании обучающихся  и может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из учреждения, ненадлежащего исполнения своих обязанностей или иных причин. Освобождение школьного уполномоченного от обязанностей осуществляется на общем собрании обучающихся.

2.1.4. В выборах школьного уполномоченного участвуют обучающиеся с 5 по 11 классы.

2.1.5. Школьный уполномоченный избирается общим собранием обучающихся простым большинством голосов. Выборы считаются состоявшимися, если в них примет участие не менее  2/3 обучающихся 5-11 классов.
2.1.6. Выборы школьного уполномоченного осуществляются прямым тайным голосованием.
2.1.7. Выборы проводятся один раз в два года.

2.1.8. Дата выборов школьного уполномоченного, состав Избирательной комиссии определяется приказом руководителя учреждения.

2.1.9. Досрочные выборы школьного уполномоченного в случае прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным п.2.1.3. настоящего Положения, проводятся в течение одного месяца после его освобождения от обязанностей.

2.2. Избирательная комиссия.

2.2.1. Организация выборов возлагается на Избирательную комиссию. Избирательная  комиссия работает коллегиально, открыто и гласно.
2.2.2. Избирательная комиссия формируется из числа участников образовательного процесса за исключением администрации учреждения в количестве семи человек с обязательным включением  трех обучающихся 9-11 классов.

2.2.3. На первом заседании Избирательной комиссии избираются председатель и секретарь.

2.2.4. Функции Избирательной комиссии:

- формирование списков избирателей по избирательным округам (параллелям 5-11 классов) с указанием их номеров;

- формирование списков кандидатов в школьные уполномоченные;

- регистрация кандидатов в школьные уполномоченные;

- изготовление избирательных бюллетеней;

- проведение выборов в день голосования;

- определение результатов выборов;

- информирование участников образовательного процесса о результатах выборов школьного уполномоченного.

2.2.5.  Избирательная комиссия за три дня до выборов размещает в специально отведенных местах информацию о месте проведения выборов, о графике (времени) голосования каждого избирательного округа (параллели).

2.3. Выдвижение кандидатов.

2.3.1. Выдвижение кандидатов в школьные уполномоченные осуществляется со дня издания приказа руководителя учреждения  в соответствии с п.2.1.8 настоящего Положения на классных собраниях обучающихся путем открытого голосования. Решение о выдвижении кандидата (кандидатов) принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом классного собрания.
2.3.2. Каждый участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель, законный представитель) имеет право самостоятельно выдвинуть себя в школьные уполномоченные. Для его регистрации как независимого кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны не менее 25 подписей участников образовательного процесса данного учреждения. Участник образовательного процесса, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, обучающийся также указывает класс.

2.3.3. Участник образовательного процесса, выдвинутый в школьные уполномоченные на классных собраниях обучающихся, должен представить в Избирательную комиссию заявление с согласием (либо отказом) баллотироваться в школьные уполномоченные.

2.3.4. Протоколы классных собраний, подписные листы независимых кандидатов и заявления кандидатов с согласием (либо отказом) баллотироваться в школьные уполномоченные представляются в Избирательную комиссию  не позднее 10 дней до дня выборов.

2.4. Предвыборная кампания.

2.4.1. Предвыборная кампания проводится открыто и гласно.
2.4.2. Всем кандидатам в школьные уполномоченные предоставляются равные права на ведение предвыборной агитации.

2.4.3. Кандидат в школьные уполномоченные вправе выбрать доверенное лицо из числа участников образовательного процесса.

2.4.4. В специально отведенном месте учреждения помещаются информационные материалы о выборах не ранее 14, но не позднее 10 дней до общего собрания обучающихся.

2.4.5. Предвыборная агитация проводится с момента размещения информационных материалов о выборах в соответствии с п. 2.4.4. настоящего Положения  и в различных формах:

- собрания и встречи с обучающимися и их родителями, законными представителями;
- публичные дебаты и дискуссии между кандидатами в уполномоченные;
- выступления в печатных органах и других информационных средствах учреждения.
2.4.6. Участники образовательного процесса имеют право вести агитацию за или против любого кандидата.

2.4.7. Кандидат может самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

2.4.8. Агитационные материалы должны содержать информацию о лицах, ответственных за их выпуск, и размещаться только в установленных администрацией местах.

2.4.9. Запрещается агитация, злоупотребляющая свободой слова и оскорбляющая или унижающая кандидата.

2.4.10. Предвыборная агитация заканчивается за день до даты выборов. В день выборов агитация запрещена.

2.5. Голосование и определение результатов выборов.

2.5.1. Голосование проводится в день выборов с 10.00 до 16.00 часов по избирательным округам (параллелям) в соответствии с графиком голосования.
2.5.2. Каждый обучающийся получает бюллетень со списками кандидатов в школьные уполномоченные.

2.5.3. Обучающийся при получении бюллетеня расписывается в списке избирателей.
2.5.4. Заполнение бюллетеня происходит в отдельной кабине. 
2.5.5. В списке кандидатов избиратель ставит любой знак напротив фамилии одного из кандидатов.

2.5.6. Заполненные бюллетени опускаются избирателем в опечатанные ящики для голосования.

2.5.7. Бюллетень признается недействительным, если в нем отмечено более одной фамилии или в нем не отмечено ни одной фамилии.
2.5.8. Избирательная комиссия  вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 10 дней до дня голосования) голосование  обучающихся  при наличии уважительных причин их отсутствия в день голосования. 
2.5.9. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами Избирательной комиссии по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням.

2.5.10. Результаты подсчета голосов избирателей вносятся в протокол, в котором указываются итоги голосования по каждому избирательному округу (параллели) и общее число голосов, отданных за каждого кандидата. Протокол подписывается всеми членами Избирательной комиссии. 
2.5.11. При подсчете голосов, составлении протоколов о результатах выборов, определении результатов выборов вправе присутствовать наблюдатели.
2.5.12. Избранным школьным уполномоченным считается кандидат, получивший по итогам голосования простое большинство голосов.
2.5.13. Итоги выборов публикуются Избирательной комиссией в течение трех дней после дня выборов.

2.5.14. Начало деятельности школьного уполномоченного оформляется приказом руководителя учреждения.

3. КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО

3.1. Школьный уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением; он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения.

3.2.  Основными целями деятельности школьного уполномоченного являются:
- защита прав и законных интересов ребенка в учреждении;

- формирование правового пространства в учреждении;

- формирование правовой культуры и правового сознания участников образовательного процесса;

- формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

- совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.
3.3. Основными задачами школьного уполномоченного являются:
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

- профилактика нарушений прав ребенка;

- оказание помощи родителям, законным представителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

3.4. Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) обучающихся, но может принимать обращения и других участников образовательного процесса (учителей, родителей, законных представителей обучающихся), касающиеся нарушения прав и свобод несовершеннолетних.
Не подлежат рассмотрению школьным уполномоченным обращения (жалобы), связанные с:

- несогласием с выставленными оценками;

- несогласием с рабочим расписанием уроков и другими вопросами, относящимися к компетенции должностных лиц учреждения;

- действиями и решениями государственных и муниципальных органов в сфере управления образованием.

Обращения по вышеуказанным вопросам могут направляться Уполномоченному по правам ребёнка в Ставропольском крае.
3.5. Обращение (жалоба) должно быть подано школьному уполномоченному не позднее одного месяца со дня нарушения права заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об этом. Жалоба может подаваться как в письменной, так и в устной форме.

Жалобы и обращения, поступившие школьному уполномоченному, должны регистрироваться в Журнале учета.

Школьный уполномоченный может отказаться от принятия к рассмотрению обращения, не относящегося к его компетенции, аргументируя отказ.
Школьный уполномоченный вправе заняться проблемой по собственной инициативе при наличии информации о нарушении прав обучающихся, не способных самостоятельно отстаивать свои интересы.

3.6. С целью реализации задач своей деятельности школьный уполномоченный имеет право:

- обращаться за помощью и консультацией к Уполномоченному по правам ребёнка в Ставропольском крае;

- посещать уроки, родительские собрания, совещания при директоре, заседания органов самоуправления учреждения, ученического самоуправления с предварительным уведомлением;

- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления учреждения, администрацией учреждения проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребёнка;

- заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении факта грубых нарушений прав ребёнка;

- передавать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, компетентному разрешить ее по существу, если на то есть согласие заявителя;
- ставить перед руководителем учреждения вопрос о привлечении нарушителя (нарушителей) к дисциплинарной ответственности при установлении факта грубого нарушения правил внутреннего распорядка учреждения либо унижения достоинства ребёнка;

- обращаться к администрации учреждения с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам выявленных нарушений при необходимости;

- обращаться к Уполномоченному по правам ребёнка в Ставропольском крае при недостижении соглашения или получении отказа одной из сторон конфликта о принятии его рекомендации;

- направлять свои предложения и оценки по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка  Совету и администрации учреждения, Управлению образования города, Уполномоченному по правам ребёнка в Ставропольском крае;
- выступать с устным докладом на заседаниях Совета учреждения в случае систематических нарушений прав детей или унижения их достоинства;
- выбирать себе помощников из числа обучающихся и других участников образовательного процесса. Помощники школьного уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах.

3.7. Школьный уполномоченный обязан:

- проводить личный приём несовершеннолетних и их законных представителей, рассматривать их жалобы и заявления, оказывать практическую помощь;

- принимать меры по устранению выявленного факта нарушения прав и законных интересов ребёнка;

- в случае конфликтной ситуации содействовать её разрешению, в том числе путем проведения переговоров, с участниками конфликта, внесения письменных рекомендаций, обращенных к сторонам конфликта и предлагающих меры для его решения;

- осуществлять разъяснительную работу среди участников образовательного процесса учреждения о правах и законных интересах ребёнка;
- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

- систематически повышать свою профессиональную компетентность по социально-правовым и психолого-педагогическим проблемам.

3.8. По окончании учебного года школьный уполномоченный представляет доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями:

- в срок до 25 мая - Совету и администрации учреждения, Управлению образования города;

- в срок до 10 июня - Уполномоченному по правам ребёнка в Ставропольском крае.

3.9. В процессе своей деятельности школьный уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам ребёнка в Ставропольском крае, органами управления в сфере образования, органами опеки и попечительства, администрацией учреждения,  педагогическим коллективом и социально-педагогической службой учреждения, органами самоуправления учреждения, учреждениями социальной защиты населения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правозащитными, общественными организациями.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО

4.1. Администрация учреждения оказывает содействие деятельности школьного уполномоченного, создает условия для работы и повышения её эффективности.
4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности школьного уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица.

4.3. Деятельность школьного уполномоченного осуществляется при содействии областных (муниципальных) органов, осуществляющих управление в сфере образования, органов социальной защиты населения, здравоохранения, Уполномоченного по правам ребёнка в Ставропольском крае, вузов и общественных организаций, содействующих правовому и гражданскому образованию.

4.4.  Администрация  гимназии    рассматривает варианты   стимулирования школьного уполномоченного, не противоречащие действующему законодательству, в том числе и материальные.