Главная

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку младших школьников.

chernyshevaПовышение качества преподавания иностранного языка в нашей гимназии является на данный момент одним из самых актуальных направлений развития образования. Обучение детей английскому языку проходит по ступенчатой, многоуровневой системе. Практикой доказано, что в возрасте с 4-х до 9-ти лет ребенок способен без труда запомнить очень много английский для детей дошкольного возраста иностранных слов и выражений.

Если дальнейшее изучение английского языка будет основано на заложенной в младшем возрасте базе, процесс освоения языка станет для вашего ребенка непринужденным, гармоничным и эффективным. В гимназии многим детям иностранный язык даётся нелегко. Они испытывают сложности с овладением речевыми навыками и умениями, не успевают освоить объёмный материал школьной программы.

 Мы стремимся к тому, чтобы ребенок учился разговаривать на языке. Наши методы обучения детей школьного возраста английскому предполагают изучение даже такого навевающего скуку аспекта языка как грамматика через ролевые игры и веселые диалоги.

Роль обучающих игр при изучении английского языка в начальной школе

2chernyshevaДля поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока английского языка, разрабатываются такие технологии, методы и приемы обучения, которые помогают активизировать коммуникативную компетентность школьников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажная роль отводится играм на уроках. Учитывая, что языковая компетенция младших школьников довольно ограничена, использование игр на уроках иностранного языка позволяет объединять образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые действуют в данном контексте в органическом единстве.

Игровая деятельность занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Опыт работы в школе подтверждает, что обучающие игры являются одним из сильных мотивов в овладении учащимися фонемами, грамматическими и лексическими единицами, целыми речевыми блоками иностранного языка.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- создают психологическую готовность детей к коммуникации;

- обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала;

- совмещают развитие умений, например, диалогического общения с совершенствованием лексических или грамматических навыков;

- тренируют учащихся в выборе нужного речевого блока, т.е. подготавливают к ситуативной спонтанной речи вообще.

Современная методическая литература предлагает достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды обучающих игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Сюжеты учебных игр могут быть самыми разнообразными, например, русские и английские сказки, стихи, рассказы. С помощью обучающих игр, младшие школьники получают навыки устной речи, учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности.

Ученики начальной школы очень любят принимать участие в играх-драматизациях и инсценировках. Такая игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных речевых взаимодействий, стимулирует к развитию всех психических и познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей. Для игр-драматизаций используются мелкие, мягкие игрушки, а также готовые театральные куклы, которые имеются в продаже. Персонажи для своих игр ученики могут изготовить самостоятельно или с помощью взрослых (например, для игры-драматизации: “Three little kittens”, “The Turnip”, “Little Pig and others” и др.).

Следует помнить, что место обучающей игры на уроке и отводимое ей время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, поставленных целей и условий урока. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке, например, языковые игры-физминутки. Один и тот же вид игры может быть использован на различных этапах урока. Однако мы хотели бы отметить, что для развития воображения и творческих способностей детей игры нужно разнообразить, они не должны играть в одну и ту же игру много раз.

В нашей статье мы хотели бы подробно рассмотреть обучающие игры, которые чаще всего используем на уроках английского языка в начальной школе. Эти игры больше всего нравятся детям и дают положительный результат в достижении поставленных целей. Многие игры наши ученики запоминают и просят поиграть в них в средней школе.

1. Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки: отработка произношения и ритма, отдельных фонем, снятие фонетических трудностей.

Игра “I spy

Учитель дает установку: I spy with my little eye.

Something beginning with.

Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… Победителем считается ученик, назвавший последнее слово.

Игра “Кто правильнее прочитает?”

Целью игры является формирование навыка произношения связного высказывания или целого текста, снятие фонетических трудностей.

Ход игры: группа разбивается на две команды, на доске записано небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учащимися. После этого даются 2-3 минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и ученики должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение учитель начисляет очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

2. Орфографические игры необходимы для тренинга в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые правила в правописании английских слов.

Игра “Мозаика

Ученикам раздаются карточки с буквами. Учитель дает установку: “Было у меня слово, рассыпалось оно на буквы, угадайте, что это за слово?”

Игра “Вставь пропущенные буквы”

Пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача обучающей игры– превратить одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву.

CAT—RAT—FAT                                  

COW—NOW—HOW

Игра “Дежурная буква

 

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Школьникам раздают карточки и предлагают написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, учитель говорит: “ Сегодня у нас дежурная буква “О”, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква “О” стоит на первом месте?”

Игра “Телеграммы

Цель: развитие орфографического и лексического навыков.

Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе - со второй буквы и т. д.

Игра “Картинка

Цель: проверка усвоения орфографии изученного материала.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как ученик написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.

3. Задача обучающих грамматических игр научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления грамматической структуры, развить коммуникативную активность и самостоятельность младших школьников. Мы хотели бы отметить, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием. Предлагаемые игры помогут сделать процесс обучения более интересным и творческим.

Игра “Грамматическое лото

1. SEASONS.

Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I play snowballs.Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter? Выигрывает тот школьник, кто правильно назвал время года.

2. BUTTON

Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”(английский вариант игры “Колечко”). Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button?” – “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит младших школьников к диалогической речи.

Игра “Where do you live?”

Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:

Уч. 1: You are a crocodile. Where do you live?

Уч. 2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?

Уч. 3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?

Уч. 4: I live in the farm. You are a bear. Where do you live?

Уч. 5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?

Уч. 6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?

Уч. 7: I live in the zoo.

4. Лексические игры ставят целью тренировать учащихся начальной школы в употреблении лексики в бытовых ситуациях, знакомить их со структурой английского высказывания, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию в коммуникативных блоках.

Игра “Выучи слова, используя рифмовку”

1) Очень любит манку обезьянка – monkey.

2) В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет – pig.

3) Каждый из ребят поймет: птица – по-английски bird.

4) Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица – fox.

5) В цирке он большой талант, слон могучий – elephant.

6) Прыгнула к нам на порог лягушка зеленая – frog.

7) Игрушку вдруг я захотела. Куплю зайчонка: заяц – hare .

8) В каждой стране он названье имеет: по-русски – медведь, по-английски – bear.

9) Курицы известна всем, по английски она – hen.

Очень эффективно использование языковых загадок:

1. I have four legs, but I can't walk (a chair).

2. I'm tall and green, I'm in the garden (a tree).

3. Name two animals which together have four legs (two hens).

4. It does not have legs, but it goes (a clock).

5. It takes a house when it goes (a turtle).

6. It does not have legs, but it jumps (a ball).

7. It's not a man, it's not a woman, but it teachers us (a book).

8. Five sons with one name (fingers).

9. Two brothers, but they don't see each other (eyes).

10. One face, two hands, it goes, yet stands (a clock).

11. My father has a son. He is not my brother. Who is he? (I - myself).

12. It's white and cold and sweet. All children like it (ice-cream).

13. It gives us milk and butter too. It's very kind and likes to moo (a cow).

14. Two ducks before a duck, two ducks behind a duck and a duck in the middle. How many ducks are there? (3 ducks).

15. It's running night and day, but it never runs away (a watch).

Игра “Учитель и ученики

Во время устного вводного курса учащиеся знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в “Учителя и учеников”. Ученик в роли учителя задает вопросы ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Наиболее эффективно работа в парах “слабо подготовленный ученик - хорошо подготовленный ученик”.

Игра “Собери портфель

В игре участвует вся группа. Выходят к доске по желанию. Учитель дает установку: “Поможем Буратино собраться в школу”. Один из учеников берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (а pencil, а pencil-box).

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

Игра “Цветик-семицветик

Для проведения игры необходимы ромашки со съемными разноцветными лепестками. Учебная группа делится на три команды. Ученики по цепочке называют цвет лепестка. Если один из них ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

У1 : This is a blue leaf.

У2 : This is a red leaf., etc.

Учитывая возрастные и физиологические особенности учащихся начальной школы, в том числе их быструю утомляемость, в качестве физминутки очень эффективно используются лексические подвижные игры.

Игра “Сhildren and animals”

Цель игры: закрепление названий животных. Ученики встают в круг. Учитель рассчитывает детей на первый-четвертый. Затем следует команда: "All number ones cross the circle as a hare". Те учащиеся, чей номер один, пересекают круг, прыгая как зайчики и т.д.

Игра “We can count”

Цель игры: закрепление счёта от 1 до 12 и обратно. Для этого можно использовать английское стихотворение “Twelve little kittens”. В игре участвуют 12 учащихся.

Twelve little kittens sit in a row.

One of them runs away. – при этих словах один ребёнок убегает.

How many left of them?

Оставшиеся ученики отвечают на вопрос и продолжают игру.

Второй вариант игры – участвуют две команды. “Котята” перебегают из ряда в ряд.

Игра “The London вridge”

Двое детей становятся друг против друга и соединяют руки высоко над головой. Получается арка-мост. Остальные дети кораблики, которые проплывают под мостом.

“Мостик” говорит: London Bridge, London Bridge. Учащиеся “проплывая” над мостом друг за другом приговаривают: Ships sail, Ships sail. Неожиданно “мостик” говорит: London Bridge falls и дети опускают руки. Пойманный кораблик превращается в мост, который становится всё шире и шире. Двое последних “корабликов” становятся мостом и игра продолжается.

Игра “Cats and mice”

Игра проводится так же, как “Кошки-мышки”. Кошки грозят мышкам:

I’ll catch you! I’ll eat you up!

Мышки хвастаются и задираются:

I am fast as fast can be,
Try to catch me
One, two, three!

Как только сказано “три”, мышки убегают, кошки догоняют, пойманные становятся кошками, а добежавшие говорят:

Every hole is my home!

5. Ролевые игры формируют речевые умения, позволяющие реализовать максимум коммуникативных намерений при максимуме прочности и гибкости навыков использования языкового материала. Данный тип игры наиболее точно воссоздает ситуацию и атмосферу общения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У детей возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.

Игра “Shopping”

Продавец: – Hallo! Come in please!

Покупатель: – Good morning!

Продавец: – What do you like to buy?

Покупатель: – I’d like to buy a bear (a ball, a cat)?

Продавец: – Here it is!

Покупатель: – Thank you very much.

Продавец: – You are welcome! Come again!

Покупатель: – Thank you! Good bye.

Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Как показывает наша практика, регулярное применение различных игр, привычка учащихся к данному виду работы позволяет проводить её достаточно быстро и эффективно.

Фрагменты урока

1chernysheva

Чернышева Ольга Викторовна, учитель английского языка.